Максим emercomer Дранко (maksimdranko) wrote,
Максим emercomer Дранко
maksimdranko

наркотические сети

Ох уж этот нейромаркетинг. засада в том, что после получен я знаний о допаминовой петле она никуда из вас не исчезнет.

Оригинал взят у solidcreature в dopamine-addiction feedback loop
(перевод: Николай Миронов)
Вы когда-нибудь ловили себя на том, одержимы проверкой почты, чтением твиттера или смс-перепиской? Вы не можете игнорировать почту, если во входящих есть непрочитанное сообщение? Бывало, что зайдя в гугл для поиска информацию вы тратите пол-часа и понимаете, что  читаете, ходите по ссылкам и ищите совсем не ту информацию за которой пришли изначально? Все это примеры работы допаминовой системы в вашем мозгу.

Допамин, введение. То что сейчас называется допаминовой системой изучалось нейробилогами довольно продолжительное время. Допамин был «открыт» в 1958 году Арвидом Карлсоном и Нилс-Аке Хиларпом (Arvid Carlsson, Nils-Ake Hillarp) в Национальном институте сердца в Швеции. Допамин создается в различных частях нашего мозга и необходим для таких функций как мышление, двигательная активность, настроение, внимание, мотивация, поиск и вознаграждение.

Миф. Вероятнее всего, вы слышали, что допамин контролирует центр удовольствия в мозгу: заставляет вас чувствовать наслаждение и удовлетворение и, тем самым, мотивирует вас искать определенные модели поведения такие как еда, секс и наркотики.

Только поиск. Последние исследования опровергают устоявшееся мнение. Вместо стремления испытывать удовольствие, допамин вызывает поведение, направленное на поиск. Допамин пробуждает желание исследовать и искать. Повышает общий уровень возбуждения и помогает целенаправленно двигаться к цели. (Что критично с эволюционной точки зрения. Допаминовая система поддерживает мотивацию не засиживаться на одном месте, учиться и выживать). Это касается не только физических потребностей как еда и секс, но также и абстрактных концепций. Нам становятся интересны новые идеи, появляется желание для поиска информации. Как показали последние исследования — опиоидная система (не связанная с допамином) дает нам чувство удовольствия.
Желание vs удовольствие. По Кенту Берриджу (Kent Berridge) эти две системы «хочу» (допамин) и «нравится» (опиоид) дополняют друг друга. Системая хочу заставляет нас действовать, а система нравится вызывает удовлетворение и, тем самым, приостанавливает поиск. Если первую систему не останавливать, хотя бы иногда, то поиск превращается в бесконечный цикл. Исследования показали, что допаминовая система сильнее опиоидной. Мы скорее продолжим поиск, чем остановимся удовлетворенными. Возвращаясь к эволюции — поиск более предпочтителен, ведь он скорее сохранит нам жизнь, чем нахождения в блаженном ступоре.

Индуцированные допаминовые циклы.  С интернетом, твиттером и мгновенными сообщениями удовлетворение потребности в поиске происходит практически сразу. Хочется поболтать с кем-нибудь прямо сейчас? Отправь смс и ответ придет через пару секунд. Нужно найти ту или иную информацию? Просто вбей запрос в гугл. Интересно узнать что происходит у друзей? Загляни в твиттер или фейсбук. Так мы попадаем в допаминовый индуцированный цикл...  мы начинаем поиск, получаем вознаграждение и это заставляет нас искать еще и еще. Становится все сложнее перестать проверять почту, писать смс, проверять телефон на наличие новых оповещений.

Ожидание лучше результата. Сканирование и изучение мозга показывают, что  бОльшая стимуляция и активность мозга происходят когда мы ПРЕДВКУШАЕМ награду, а не когда получаем ее. Опыты на крысах показали, что если разрушить допаминовые нейроны, крысы могут ходить, жевать и глотать, но все равно умрут с голоду даже если еда будет перед ними. У крыс пропадает желание подойти и взять еду.

Больше, больше, еще больше. Хотя желение и удовльствие связаны, исследования показывают что в допаминовой системе отсутствует порог насыщения. Допаминовая система будет требовать еще и еще, даже после того, как нужная информация уже найдена. Гугл выдал нужный запрос, а мы продолжаем искать информацию еще и еще.
Ключ в непредсказуемости. Непредсказуемость стимулирует выработку допамина. Когда происходит то, чего мы не ожидали, активируется допаминовая система.  Подумайте обо всех этих электронных гаджетах и девайсах. Электронная почта, твиттер, смс — мы видим новые сообщения, но не знаем что там и от кого они. Эта неопределенность стимулирует допаминовую систему. Этот же принцип работает в азартных играх и слот-машинах (психологи старой школы могут вспомнить термин variable reinforcement schedules. Так как при этом вырабатывается допамин, то зависимость получается такая сильная).

«Дзынь» — входящее сообщение. Допаминовая система очень чувствительна к любым «звоночкам» о том, что сейчас будет вознаграждение. Если есть условный сигнал означающий что, должно что-то произойти, то это включает нашу допаминовую систему. Поэтому когда установлен звук на пришедшее сообщение или е-мейл, или визуальный сигнал — это усиливает эффект привыкания (да, как у собаки Павлова).

140 символов вызывают еще больше привыкания. Допаминовая система врубается на максимум  когда информация поступает в малом объеме, таком, что не приносит полного удовлетворения. Небольшой текст или твит (не более 140 символов!) идеальны для допаминового урагана.
За все приходится платить. Постояннае стимуляция может быть опустошающей, мы попадаем в бесконечную допаминовую ловушку.

Лайк, шер, репост если вы попадаете в допаминовые ловушки. Считаете ли вы этичным использование знаний об этих системах при создании электронных устройств и веб-сайтов для их большей стимуляции? Ответ пишите в комментариях.



Ссылки по теме:
Dopamine Makes You Addicted To Seeking Information (оригинал статьи)
Интернет-шабат и наркозависимость от входящей почты

upd
Если тема для вас интересная — напишите в комментариях, переведу еще 2 статьи.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments