СКБ Контур

Как выбрать педагога? Размышления по итогам года на семейном образовании.

Вечный мучительный вопрос любого начинающего переход на семейное образование.
Не претендую на истину, но делюсь наблюдениями по итогам первого года обучения Матвея.
Вот некоторые признаки хорошего (исключительно в моей картине мира) Учителя.

1. Влюблен в дело.
Хороший учитель не устаёт от своей работы. Он в нее влюблён. Чаще всего, правда, в этом и кроется причина выгорания. Тяжело выделить время для отдыха от любимого дела. Но я же про хорошего учителя. Поэтому мастер своего дела знает свой предел. Из этого пункта вытекает логично второй.

2. Свободный учитель.
Учитель не может работать в текущей школьной системе учителем. После уроков нужно оставить силы и время на заполнение саммых разных отчетов. Итог: учителя, которым важны дети не выживают в современой школе. О чем с горечью в голосе порой сами и говорят. А вы сами попробуйте любить дело, когда в классе 30+ человек, чудовищная нагрузка по часам, и толпа родителей, которые ждут при таких условиях воспитания чада.

3. Учитель думает.
Как это проверить? Задайте два простых вопроса: "Зачем нужна таблица умножения?" и "Для чего нужно зубрить алфамит?". Представляю реакцию некоторых читателей: "Это же святое!". =) Если и в глазах учителя вы видите священный ужас, то скорей всего вам не к нему. У такого учителя уже намертво впаяны все схемы и надеяться на их адаптацию бесполезно. Да, кто мне расскажет про смысл прописей? Вы пробовали их сейчас сами рисовать? А разбор слова как влияет на грамотность?
Хороший учитель начнет думать. Не видел учителей, которые имеют готовый вопрос на эти ответы. Педагог Матвея честно призналась, что каждый год ведения программы задается вопросом "А точно это нужно?".
Напишите комментарием ваши ответына предлагаемые вопросы. А через неделю обещаю написать подборку ответов, которые слышал я.

4. Учитель прекрасен собой.
Учитель Матвея каждый раз встречает нас одетой в форму, специальную одежду. На каблуках, с легким макияжем и всегда с улыбкой на лице. Такому человеку веришь во всем, а не только в "жи/ши через и".  На этой неделе Макар спросил: "Зоя Николаевна, а почему вы такая молодая?". Засмущал учителя. А потом Макар услышал ответ, когда его угощали вкусняшками. "Это ребята делают, к которым я хожу на йогу". Ребята, сколько среди вашего окружения людей 50+, которые ходят на йогу?

5. Ремесленная часть.
С восхищением наблюдаю работу учителя с двумя моими мальчишками. А разница между ними - 2 года. Зоя Николаевна мастерски переключается между уровнем каждого. Даёт задание одному, занимается со свторым. Даёт задание второму, идёт проверять работу первого. Причем переключение в стиле общения - моментальное. Не говорили про секреты профессии, но она как-то с первых занятий увидела мотиваторы каждого их них. И поощряет каждого по-своему.

6. Не столько учит правилам, сколько умению думать.
Наставническая слеза умиления скатилась по моей щеке, когда я услышал фразу: "Ничего страшного, это всего лишь ошибка. Давай посмотрим как ее можно исправить".
Может и навык рефлексировать не тренингами для начинающих наставников формировать, но в таком возрасте и каждому? Тогда и анализ ошибок будет проводиться не с целью найти виноватого, то причину ошибки для ее профилактики. Кстати, у нашего учителя подсмотрел идею работать в тетради карандашом. Так же страх ошибки снижается тотально.
Из своей школы помню эти бесконечные циклы "черновик - чистовик". Зачем они были нужны?

Update от Ди. 7.Уважает своих учеников.

Мой хороший знакомый Ди синхронно написал у себя в Инстаграм.
di_logvinov#МинуткаСамолюбования
У меня в рюкзаке в синей папочке всегда с собой есть целый ряд разнообразных задач по математике: на пространственное мышление, на воображение или комбинаторику; на линейную логику, обратную, методы перебора, симметрии и другие инструменты решения задач; развлекающие, развивающие и концентрирующие сложные и простые задачи; на теорию или отработку материалов для старших или младших классов. На мой взгляд, уважение к своей работе - это когда ты понимаешь её до такой степени, что задачу для студента первого курса можешь упростить настолько, чтобы её решил пятиклассник, а задачу для ребенка 5 лет усложнить так, чтобы над ней поломал голову и десятиклассник.
И в первую очередь это про уважение к своим ученикам. Про важность того, что они разные. И каждый из них понимает материал и думает по-разному. У каждого своя скорость, свои достоинства, таланты и недостатки. Возможности и ограничения. Думаю, что это даже не про гибкость педагога, а про то, насколько широко его умение переключать своё внимание «вовне». Мир полон людей, которые не видят дальше собственного носа. Педагог, тренер или учитель обязан поступать иначе. Это его работа. И её нужно уважать.



Что еще? Добавлю в эту статью по мере наблюдений.
А пока вот вам видео, весьма интересное в разрезе образования и воспитания.

Subscribe to  maksimdranko

Recent Posts from This Journal

У нас тут буреный спор как-то с другом айтишником был, нужно ли учиться "чистописанию", прописям и вообще писать от руки "в современном мире", с цитированием книжек и консультациями у знакомых психофизиологов))

ps спасибо что рассказываешь!
А какие аргументы в споре приводились?
Пойду-ка в тематические сообщества задам вопрос.
Если кратко то было примерно так.
Сторона А:
- в современном мире мы почти не пишем от руки, навык слабо востребованный (ретроградство это);
- учителя в школе с этим чистописанием - звери, на этот тратится непрорционально много времени и сил;
- наверное, для развития мелкой моторики хватит и других занятий, зачем заниматься этой малоосмысленной ерундой, тем более так много времени. В США пишут карандашом и печатными буквами и все нормально.

Сторона Б:
- письмо от руки не вымирает, все зависит от человека и ситуации (ну, убиваться об это тоже не надо, привет здравому смыслу и хорошим учителям);
- письмо от руки развивает далеко не только мелкую моторику (давайте сначала в терминах разберемся, не мышцы же мы так качаем);
- письмо от руки развивает большой спектр смежных функций, нужных для развития (пространственное мышление, выделение ключевых признаков объекта, распознавание образов с высокой степенью изменчивости, способность к вариативности действий и т.д);
- отделы мозга, которые задействованы при печати и при письме – разные, да, наверное, письмо можно исключить – если его заменить чем-то со сходными функциями (но зачем тогда?);
- полагаться только на технику не хочется, не везде и всегда она применима/работает и т.д.;
- есть неподтвержденная версия, что рост случаев дисграфии и дислексии связан с уходом от рукописного письма в раннем детстве.

PS вдруг пригодится)
https://newtonew.com/opinion/handwriting-skills-lost
И совершенно чудесная (для меня местами ошеломительная) книга Н. Дойдж "Пластичность мозга"